Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

Передняя вилка велосипеда — важный конструктивный элемент, который соединяет раму, руль и переднее колесо. Кроме этого, деталь является основой механизма амортизации передней части, что существенно снижает ударные воздействия на кисти, минимизирует разрушительные колебания на раму и другие узлы. 

Из-за высоких нагрузок ремонт вилки велосипеда является довольно распространенной процедурой, с которой сталкиваются многие владельцы. Ниже рассмотрены тонкости обслуживания и восстановления механизма.

Общая информация, функции и разновидности велосипедных вилок

Подавляющее большинство современных велосипедов оснащены амортизационными вилками. В отличие от устаревших жестких моделей, они отлично нивелируют неровности дорожного покрытия и обеспечивают комфорт вождения. При этом существует довольно обширное разнообразие по конструкции и конфигурации. Наиболее распространенные модификации:

·         Пружинные. Простой тип вилки, который срабатывает при наезде на неровность под весом велосипеда. Все удары компенсирует внутренняя пружина. Такие модели актуальны для прогулочных байков, но не для экстремальной езды. Изделия имеют относительно короткий срок службы. Главный минус — они неремонтопригодные, из-за чего при поломке требуется замена вилки велосипеда.

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

·         Пружинно-эластомерные. Популярная разновидность, которая сочетает в себе оптимальное соотношение цены и качества. Механизм можно регулировать по жесткости хода. Не рекомендована эксплуатация при минусовых температурах, поскольку эластомер твердеет и не выполняет возложенные функции. Такие вилки предназначены для трассы и легкой грунтовки.

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

·         Воздушные. Модель, облегченная по массе. Процесс амортизации осуществляется за счет сдавливания воздуха внутри узла. Важно контролировать давление и периодически подкачивать. Есть настройки по нагрузке, скорости отскока и блокировке хода. Отличный вариант для даунхилл и кросс-кантри.

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

·         Масляно-воздушные. В вилку установлены два демпфера: масляный и воздушный. Последний является аналогом пружины, а масляный отвечает за возврат механизма. Устройства имеют широкие возможности и устойчивы к морозам. Требуется периодическая подкачка и замена масла в вилке. Отличается надежностью и длительным сроком службы.

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

·         Масляно-пружинные. Наиболее надежный вариант для экстремальной езды. Масляный демпфер в комбинации с металлической пружиной делает возможной настройку механизмов.

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

Большое разнообразие позволяет подобрать оптимальный вариант для конкретной цели и манеры езды.

Читайте также:  Как настроить дисковые тормоза на велосипеде: простая пошаговая инструкция

Конструкция: из каких элементов состоит вилка

Несмотря на довольно обширное разнообразие моделей, устройства имеют относительно одинаковую конструкцию. При этом деталь подразделяется на две основные части.

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

Внешнее устройство

Сюда относятся все элементы, которые можно рассмотреть без разборки механизма:

·         Шток — основная ось вилки, прикрепленная к короне. Фиксирует конструкцию в раме и закрепляет рулевую колонку. Может выполняться из карбона, алюминия или стали.

·         Корона — деталь, к которой неподвижно крепятся «ноги» вилки.

·         Нога — элемент, который подвижно входит в штаны вилки. Внутри находятся демпферы, пружины, блокираторы и регулятор жесткости. В моделях жесткого типа отвечает за фиксацию колеса и называется перьями.

·         Штаны — два стакана, которые соединены жесткой скобой. Элемент присутствует только в вилках амортизирующего типа.

·         Узел крепления тормозов — представляет собой полые стойки с внутренней резьбой, что обеспечивает фиксацию суппорта.

·         Дропауты — отверстия или ушки нижней части штанов, к которым крепится ось колеса.

Внутренний механизм

·         Пыльники — элементы защиты внутренних узлов от загрязнения. Они представляют собой резиновые гармошки. Более дорогие модели оснащаются неопреновым пыльником, который идет в комбинации с сальником.

·         Сальники — также выполняют защиту механизмов от воды, песка и грязи. Кроме этого, они обеспечивают свободный ход ног без потери масла.

·         Регулятор жесткости — представляет собой наружную гайку и внутренний болт, поворот которых отвечает за изменение преднагрузки.

·         Блокиратор — позволяет амортизирующую вилку превратить в жесткую, фиксируя положение механизмов.

·         Пружины — главный элемент преобразования и гашения ударной энергии, снижающий нагрузку на раму и руль.

·         Демпфер — деталь замедляет процесс отскока после ударного сжатия. Не позволяет терять сцепление с дорогой после резких отскоков.

Что чаще всего приводит к неисправности вилки — основные причины

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

Даже самые качественные и дорогие модели вилок подвержены поломкам. Главной причиной этому является естественный износ узлов и механизмов, которые испытывают постоянные нагрузки в процессе движения. Кроме этого, можно выделить дополнительные факторы, ведущие к неисправности вилки:

·         недостаточное внимание и обслуживание со стороны владельца;

·         сильные удары от неровностей, которые могут вызвать люфт передней вилки велосипеда;

·         частая езда по бездорожью;

·         неправильная настройка механизма жесткости и отскока;

·         эксплуатация в сильные морозы может привести к разрыву или деформации полимерных элементов.

Читайте также:  Секреты выбора смазки для велосипеда

Все это может стать причиной различных поломок.

Профилактический осмотр и обслуживание: зачем, как часто и в каких случаях нужно снимать и разбирать вилку велосипеда

Если велосипедист знает, как обслуживать вилку велосипеда, это однозначно гарантирует ее длительный срок эксплуатации. Рекомендуется регулярно проводить внешний осмотр механизма и поддерживать работоспособность узлов. При этом важно контролировать следующие моменты:

·         контроль давления в воздушных моделях;

·         проверка уровня и качества масла;

·         важно не допускать люфта в штанах и ногах;

·         визуальный осмотр на наличие вмятин и царапин;

·         проверка прилегания пыльников и наличие потеков масла.

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

Важно отметить, что разобрать вилку не так и сложно, но это необходимо при наличии существенной проблемы или во время планового обслуживания с заменой непригодных деталей. Восстановление необходимо при наличии следующих проблем:

·         наличие люфта;

·         появление стука;

·         потеки смазки;

·         зацикливание механизма;

·         тяжелый ход элементов;

·         появление трещин на штанах и ногах;

·         заметные признаки износа подшипников.

При размеренном стиле вождения в городских условиях обслуживание передней вилки на велосипеде нужно выполнять раз в год. Но если поездки выполняются по гравию, бездорожью и пыльным проселочным дорогам, то частотность технического осмотра должна отвечать следующим требованиям:

·         разборка, чистка, смазка и замена расходников через каждые 700 км пробега;

·         полная переборка нужна с периодичностью в 4000 км.

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

Это общие рекомендации, которые обеспечивают исправность узла. Но при наличии признаков поломки, ремонт передней вилки требуется ранее.

Как снять вилку с велосипеда, разобрать, смазать и поставить обратно — пошаговая инструкция

Разобрать амортизационную вилку велосипеда можно и самостоятельно. Главное — четко следовать нижеуказанным рекомендациями и этапам работ.

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

Инструменты, необходимые для работы

Для демонтажа и разборки требуется следующий набор инструментов, которые найдутся в гараже каждого велосипедиста:

1.    Отвертки.

2.    Гаечный ключ и пассатижи.

3.    Набор шестигранников.

4.    Молоток.

5.    Плоский острый предмет.

6.    Смазочный материал.

Также потребуется сухая и чистая ткань для очистки деталей. Чтобы минимизировать загрязнения рук, желательно работать в перчатках.

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

Как снять и разобрать

Для минимизации возможных проблем на этапе демонтажа и разборки нужно следовать поэтапному плану работ:

1.    Изначально велосипед переворачивают на ровной поверхности колесами вверх.

2.    Далее нужно разжать болты ободных тормозов и откинуть дугу зажима.

Читайте также:  Составные части велосипеда

3.    После этого открутить гайки оси и вынуть колесо с тормозным диском. На этом же этапе можно снять крылья.

4.    На следующем этапе велосипед переворачивают рулем вверх и раскручивают гайки, удерживающие вилку в стакане.

5.    Далее нужно открутить центральный болт рулевого штыря и аккуратно вынуть руль из вилки.

6.    С помощью канцелярского ножа или отвертки нужно поддеть металлическую шайбу на стакане и постараться вынуть уплотнительную шайбу.

7.    Важно аккуратно выпрессовать шайбу из стакана.

8.    На следующем этапе нужно потихоньку приподнять раму, что позволит вынуть саму вилку. Выполнять манипуляцию нужно аккуратно, чтобы не повредить подшипники.

9.    В конце с помощью молотка нужно отделить шток от короны.

Выполнив демонтажные работы, можно приступать к непосредственной разборке передней вилки механизма. Дальнейшие манипуляции будут отличаться в зависимости от конкретного типа механизма.

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

Чем и как смазать, какое масло залить

Для нормальной работы передней вилки важно своевременно менять и доливать масло в систему. Вместе с тем смазывать нужно и подшипники в рулевой колонке. Для этого отличной подойдет литол, солидол или другой густой смазочный материал в соответствии с рекомендациями производителя.

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

В штаны вилки можно заливать автомобильное моторное масло или смазку для швейных машинок. Но для нормальной работы рекомендуется четко следовать требованиям изготовителя. На практике лучше использовать жидкие масла, которые существенно повышают производительность механизма. Если возникает вопрос, как смазать вилку на велосипеде, достаточно ознакомиться с мануалом к конкретной модели велосипеда.

Как собрать и поставить на место

После разборки, чистки, смазки и замены поврежденных элементов, нужно установить вилку на раму велосипеда. Работы выполняют в такой последовательности:

1.    Вводится шток в чашу рамы с контролем положения подшипников.

2.    После этого выполняется аккуратная запрессовка шайбы.

3.    Далее закручиваются гайки крепления в стакане.

4.    Устанавливается руль и вкручивается центральный болт.

5.    Выполняется монтаж колеса и тормозной системы.

По сути, все это является обратной схемой демонтажа.

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

С какими проблемами можно столкнуться в процессе работы

В процессе разборки можно столкнуться с различными нюансами. Чаще всего возникают сложности с выниманием рулевой колонки, поскольку она довольно плотно входит в вилку. Также могут возникнуть проблемы с изъятием уплотнительной шайбы. В любых ситуациях не стоит паниковать и прикладывать чрезмерные усилия, поскольку это может только усугубить проблему.

Обслуживание вилки велосипеда: как снять, разобрать, смазать и поставить на место

Также перед началом работы желательно приобрести ремкомплект для конкретной модели, что позволит заменить расходники и минимизировать возможные проблемы со сборкой. Если нет уверенности в собственных силах, лучше доверить процедуру обслуживания и ремонта передней вилки профессионалам. 

Как вам?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
TVOIVELIC.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности

Adblock
detector