Сейчас все обширнее развивается сеть велодорожек, и многие любители предпочитают прокатиться куда-то на велосипеде, нежели толкаться в тесном автобусе или стоять в пробке в автомобиле. Для облегчения передвижения придуманы электроколеса для велосипедов: они значительно ускоряют передвижение и делают велосипед конкурентным видом транспорта наряду с мопедами и большими электросамокатами.
Что такое электроколесо
Электроколесо (его еще называют мотор-колесом) – специальное приспособление, которое устанавливается вместо обыкновенного колеса. Чаще всего оно внедряется в заднее колесо.
Такой мотор встраивается в колесную ступицу и, экономя энергию, отдает ее в импульс. Таким образом не приходится слишком активно крутить педали, делать это становится значительно легче, да и передвижение получается гораздо быстрее.
Виды электроколес для велосипеда
Существует несколько основных видов электроколес (или моторов) для велосипедов. Они различаются по типам прикрепления, по внутреннему устройству, долговечности и параметрам велосипеда, к которому они подойдут. Не все моторизированные колеса одинаковы, и не все могут использоваться на одних и тех же велосипедах. Рассмотрим основные типы электроколес, а также их особенности, достоинства и недостатки.
Редукторное колесо
Стоит начать с того, что редукторных колес бывает два типа: скоростные и тяговые. Первые удобны при медленном разгоне, где они достигают своих лучших показателей. Вторые же, напротив, комфортнее при быстром разгоне, когда скорость уже набрана, и нужно работать на тяге.
Редукторные колеса используются чаще других, так как они легче по весу, меньше в диаметре и занимают соответственно меньшую площадь. Кроме того, такие колеса обеспечивают хороший накат велосипеда при отключенном электродвигателе.
Важно! Электромотор у таких колес способен отключаться самостоятельно и никак не мешать крутиться колесу. Это достигается при обратном ходе передачи.
Особенностью таких колес является то, что шестеренки выполнены из пластмассы, что облегчает массу. Редукторное колесо призвано помогать преодолевать крутые горки и подъемы, а электродвигатель встраивается в ступицу колеса, то есть занимает максимально немного места.
Вот несколько положительных сторон редукторных колес:
- Компактность, малая размерность и предельная мобильность.
- Накат колеса свободен, электродвигатель отключается при необходимости самостоятельно.
- Крайне маленький расход активности и энергии при сравнительно большом коэффициенте полезного действия. То есть, колесо сохраняет максимальную мощность при небольшом расходе энергии.
У данного типа колес есть и недостатки:
- Скорость достаточно ограничена, и редукторное колесо не позволит развить спортивных и очень больших скоростей.
- Шестеренки выполнены из пластика, что несколько снижает срок их службы, хоть и облегчает конструкцию. За шестеренками нужно особенно пристально следить и менять их сразу же по необходимости, чтобы не было опасности при движении.
- Из-за своей недолговечности касательно шестеренок редукторное колесо – не самый надежный вариант из возможных.
Далее будет рассмотрен и другой вид колес, чтобы оценить и сравнить оба.
Прямоприводное колесо
Такое колесо, в отличие от предыдущего редукторного, не имеет в конструкции редукторной передачи и именно благодаря этому прямоприводное колесо служит значительно дольше, нежели редукторное.
Такое устройство может быть установлено на любое колесо: переднее, заднее или оба одновременно, чтобы достичь максимально возможной производительности.
На заметку! Увеличенная мощность позволяет разогнаться до более высоких скоростей.
Сама же конструкция достаточно проста и понятна, и состоит из ротора и статора. Вот преимущества электроприводных колес по сравнению с редукторными:
- Простая конструкция, которую легко установить и так же достаточно несложно обслуживать.
- Абсолютно бесшумная работа, что не создает никаких помех велосипедисту и не раздражает слух лишний раз.
- Большой разброс по скорости: конструкция прямоприводного колеса позволяет разогнаться вплоть до 60 км/ч по прямой дороге. А если необходимо – держать гораздо меньшую скорость.
Однако, у этого вида колеса есть и недостатки:
- Достаточно объемный аппарат весом около 6 кг. Не всем такой вариант будет доступен и удобен в использовании.
- При подъемах есть сопротивление движению, КПД в таких случаях низковатый.
- Если случится поломка хотя бы одного из всех датчиков или будет использован недостаточно мощный зарядник – скорее всего, колесо просто перестанет работать и потребует ремонта.
В целом, прямоприводные колеса достаточно удобны особенно тем, кто ездит преимущественно по прямым отрезкам дороги. Например, по участкам трасс, по затяжным дорожным полотнам, ездит в степях.
Важно! Для горной местности такие колеса адаптированы не слишком хорошо и не очень удобны.
Мощности электроколес
Редукторные колеса сильно мощнее прямоприводных. Выбирая электроколесо, нужно определиться, когда, где и с какой скоростью планируется больший километраж передвижения.
Исходя из этих параметров, нужно выбрать и необходимую мощность колеса. Не все колеса одинаковы по мощности, и для разных грунтов и местностей подойдут различные мощности.
- Для резких подъемов нужна мощность 220-290 Вт.
- Для скорости около 20 км/ч и при передвижении при этом по качественной дороге – 110-140 Вт
- Для езды по трассе со скоростью 10-18 км/ч – 40-60 Вт
- Для езды без использования педалей, только с помощью электродвигателя нужна достаточно большая мощность – 250 Вт
- Для езды по легким пригоркам и холмам – 500 Вт
- Для езды на скорости свыше 40 км/ч и при передвижении по скоростному шоссе или трассе необходима еще большая мощность – около 1000 Вт
- Для самых крутых горных подъемов и резких спусков мощность должна быть максимальной – вплоть до 1500 Вт.
Параметры электроколес
Каждый комплект параметров на электроколесе подбирается индивидуально под велосипед: то, что подойдет одному велосипеду, не подойдет другому. Нужно выбирать то колесо, где все параметры наиболее подходят под данную конкретную модель уже имеющегося велосипеда.
Либо, если предстоит покупка комплекта колесо + велосипед, можно ориентироваться на желаемые параметры и производительность.
Важно! Все параметры должны удовлетворять требования велосипеда и велосипедиста или, по меньшей мере, быть максимально приближенными к ним.
Вот основные характеристики, по которым можно выбирать электроколесо:
- Номинальная мощность.
- Вес и размеры
- Материалы, из которых изготовлено колесо
- Особенности дороги и использования, которые нужны для колеса.
- Тип установки и характер обслуживания.
Рекомендации по выбору электроколес
Конечно, каждый человек подбирает под себя колесо индивидуально. Однако, ниже будут представлены некоторые рекомендации, при соблюдении которых не должно возникнуть никаких проблем при подборе и покупке электроколеса.
- Чем меньше планируемая скорость езды – тем легче стоит выбирать колесо. Так, для небольшой скорости лучше подойдут редукторные колеса.
- Для городской комфортной езды без резких горных дорог и подъемов со спусками не нужна большая мощность – будет достаточно примерно 300 Вт. В зависимости от местности нужно увеличивать мощность: чем круче дороги, тем большая мощность колеса необходима.
- При выборе стоит обратить внимание на корпус и детали самого мотора: он должен быть аккуратно выполнен, без значительно выступающих деталей, которые могут за что-либо зацепиться. Кроме того, не должно быть крупных зазоров и лишних щелей, а покраска везде должна быть равномерной.
- На качественных именитых колесах обязательно будет выбита информация: серийный номер, код модели, логотип производителя и т.д. Обязательно нужно внимательно рассмотреть эти моменты, чтобы не упустить ничего важного и убедиться, что заявленные характеристики совпадают с действительными.
В целом, электроколесо – хороший вариант для любых велосипедистов: и профессиональных спортсменов, и простых любителей, которые используют данный вид транспорта для передвижения или просто катания в удовольствие. Оно позволяет экономить энергию и силы, преодолевать большие расстояния за меньшее время, и в целом делает велопрогулки и езду гораздо комфортнее, удобнее и приятнее.
Как вам?